Морская мощь России

Создание российского флота, который не так давно вступил в четвертый век собственной истории, прежде всего, связано с именем царя Петра Великого. Его должна и по сей день благодарить Российская Федерация за свою морскую мощь. Хоть история мореплавания РФ и берет начало в далекой древности, еще до начала XVIII века, но до времен правления Петра России никак не удавалось стать сильным морским государством. И это учитывая тот факт, что российское государство довольно активно участвовало в торговле по морю.

Да, торговые суда были и вели дела весьма успешно, но вот о боевой мощи России можно было только грезить. Достаточно будет просто вспомнить о городе Великий Новгород, экспортировавшем в Западную Европу в огромном количестве пушнину, воск, железо и прочие товары. Его жители среди прочего также принимали участие в военно-морских акциях, к примеру, в 1187 году, когда новгородцы, подняли подвластных им карел и высадили десант на шведском берегу.

Там они разорили фактически дотла город под названием Сигтуна. Это как раз не далеко от современного Стокгольма. Данный поход был осуществлен в качестве акта возмездия за более ранний набег Эрика - шведского короля на земли Новгорода. Правда, морская мощь при этом не наращивалась, да и такие походы были единичными.

Причина столь долгого отсутствия в России более или менее сформированного и организованного военно-морского флота сокрыта, между прочим, даже не в человеческом факторе или отсутствии выходов к морским берегам. Просто во время расцвета торговли Новгород полностью владел побережьем большей части Финского залива, а также контролировал течения рек Невы и Нарвы. Правда, эти земли потом были утрачены. Но это относится к периоду, который историки зовут «Смутным временем».

Кстати, в роли второго «окна» выступало Белое море. Так вот, основная причина того, что боевая мощь России составляла делать лучшего, кроется в пренебрежении отечественным мореходным торговым флотом. Тот же Новгород, в бытность своей активной торговли со всей Западной Европой, морские перевозки производил с привлечением иностранных судов. На Севере же, где вели свой морской помысел поморы, никто им попросту не угрожал.

Правда, вместе с появлением угрозы проникновения конкурентов с Западной Европы в Сибирь, правительство страны почему-то не создало флот в целях защиты. Получается, что задач, связанных напрямую с морем и не касающихся торговли, попросту небыло, потому и флот, как таковой, тоже отсутствовал. В таком случае нечего удивляться тому, что огромная и сильная держава была так слаба по части морских военных или оборонительных действий.

История Европы неразрывно связанна с викингами. Они, как известно, были знатными мореходами и совершали дерзкие, но по большей части успешные набеги на другие государства. Они изначально и зародили на Руси основы того, что впоследствии превратилось в военно-морской флот.