Оборона государства – это технологический прием

Обычно в том случае, когда специалисту приходится высказывать собственное мнение о нынешней военной реформе, то можно услышать, что, дескать, бессмысленно обсуждать данный вопрос в его абстрактном ключе. Дело в том, что вооруженные силы, как таковые, создаются для какой-то определенной войны, где имеется конкретный вектор действий и соответствующий противник. Назвать его, а также оценить характер грядущей войны обязано политическое руководство страны. Пока это не сделано и не задана типология существующих конфликтов, а также не определены все национальные цели или приоритеты, то нельзя и оценивать состояние вооруженных сил или намечать пути их дальнейшего развития.

Очевидно и то, что для решения, к примеру, военных и полицейских задач в Чечне была необходима одна армия, а для укрепления собственной политической ситуации по отношению к СНГ – другая. Так, для защиты всех интересов Российской Федерации в региональных или в макрорегиональных современных конфликтах вообще следует обзавестись третьим, особым типом вооруженных сил. Соответственно, для участия в мировых проблемах и для их эффективного решения нужна четвертая.

Такое утверждение верно, правда, очень сильно похоже на то, что времени на какие-либо долгие дискуссии практически не осталось. Уже во второй половине, если точнее, то ближе к окончанию 2008 года окончательно завершился период неустойчивого и потому хлипкого международного равновесия, таким образом, мир вступил на предкризисную тропу, которая вполне может закончиться широкомасштабной войной на подобии мировой.

Еще пару-тройку лет тому назад сама мысль о вероятности наступления войны большого масштаба между весомыми в военном, политическом, а также экономическом отношении странами воспринималась всевозможными журналистами и экспертами как глупая шутка. Исключение делалось лишь для Соединенных Штатов Америки. Что скрывать, молчаливо предполагалось то, что это государство вправе предпринимать большие военно-полицейские действия против любого из числа государств, не принадлежащих к G8, но ведь это не война, верно?

Сейчас же ситуация в значительной мере изменилась. Не так давно, угроза войны была отчетливо продиагностирована в позиции международных средств массовой информации, а также в общественном мнении. Например, Осетинский конфликт, который имел место в 2008 году, продемонстрировал, каким незначительным и даже бессмысленным может являться повод для конфронтации нескольких великих держав. Никто не сомневается, что втянуть в противостояние легче простого. Поворот в сознании мировой общественности уже произошел. Война изначально стала чем-то мыслимым, а затем и возможным.

В настоящее время же она постепенно превращается в вероятную и, более того, допустимую. Очень скоро, по крайней мере, для отдельных государств, она станет даже желательной или просто неизбежной.